rus

Платить или платить нельзя подрядчику за дополнительные работы без допсоглашения к государственному контракту. Последняя практика Верховного Суда РФ

13 марта 2023
Ирина Мошнякова, ИПП.

Ирина Мошнякова

Советник по правовым вопросам строительства и недвижимости ИПП

Продолжаем освещение вопроса о взыскании с госзаказчика стоимости незаконтрактованных дополнительных работ, который не теряет своей актуальности. Что изменилось в правоприменительной практике в последнее время.

Надо сказать, что в 2019 - 2020 годах юридическое сообщество уже активно обсуждало одно из  арбитражных дел (А41-95103/2019), согласно которому Верховный Суд РФ принял сторону подрядчика.

Несколько ранее до создания этого нашумевшего прецедента наши юристы в условиях категорического несогласия госзаказчика с подписанием допсоглашения и согласования сметы с объемами и стоимостью допработ добились взыскания в пользу подрядчика свыше 500 млн. рублей (арбитражное дело А56-16088/2018).

Вместе с тем до конца 2022 года указанные случаи были скорее исключением из общей массы отказных арбитражных дел.

В конце 2022 года Верховный Суд РФ обнадежил подрядчиков, издав как минимум два определения по арбитражным делам №А14-12431/2021 и №А59-3530/2020, в которых продемонстрировал свою позицию о возможности и условиях взыскания денег по допработам в ситуации неподписания с госзакачиком дополнительных соглашений.

Так, по делу А14-12431/2021 госзаказчик не заключил допсоглашение по допработам, но устно пообещал подрядчику их оплатить. Однако, после выполнения работ, госзаказчик акт сдачи приемки не подписал, результат не оплатил, мотивируя решение наличием императивных требований закона о необходимости подписания сторонами дополнительного соглашения (ст. 95, 103 Закона 44-ФЗ), а также отсутствием полномочий сотрудников госзаказчика на согласование допработ, которые подписывали акты скрытых работ по этим объемам.

По делу А59-3530/2020 госзаказчик тоже отказался принимать и оплачивать обнаруженные в ходе строительства работы без оформленного допсоглашения, сославшись на Закон 44-ФЗ, а также положения госконтракта, прямо устанавливающие порядок актирования/согласования допработ и последствия для подрядчика их несоблюдения – неполучение оплаты как коммерческий риск.

Тем не менее Верховный Суд РФ по двум арбитражным делам поддержал решения нижестоящих инстанций о правомерности взыскания стоимости допработ, отметив, что неподписание допсоглашения не свидетельствует об отсутствии у подрядчика права на оплату таких работ исходя из фактических обстоятельств дела и поведения госзаказчика, поскольку допсоглашение не является единственной письменной формой выражения согласия госзаказчика.

Так же суды отметили, что изложенные в письмах Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489 выводы о допустимости 10 процентного превышения объемов работ по госконтракту только по конкретным позициям локального сметного расчета не обоснованы, письма не являются нормативными документами, и надлежит руководствоваться законодательной базой, в частности, статьей 743 ГК РФ и статьей 95 Закона N 44-ФЗ. Исходя из того, что в 2022 году в статью 95 трижды вносились изменения, полагаем верным при расчете  изменения объема или состава работ применять статью 743 ГК РФ, учитывая особенности статьи 95 Закона 44-ФЗ, в которых предусмотрены требования к их допустимой корректировке в зависимости от оснований и субъектного состава госконтракта.

Анализ вышеуказанных дел с учетом практики наших юристов показывает, что взыскание стоимости дополнительных работ по Закону 44-ФЗ перспективно при условии подготовки подрядчиком следующих документов (доказательств), даже при наличии некоторых пороков в их оформлении, подтверждающих, что:

  1. работы являются «дополнительными», т.е. на момент заключения госконтракта объективно не могли быть учтены в техдокументации, их неисполнение влияет на годность/прочность результата или на возможность его завершения и достижения цели по госконтракту. Доказательствами могут служить корректно составленная переписка с госзаказчиком и проектировщиком, документы по актированию выявления этих работ, заключения сторонних экспертов, документы авторского надзора, а также прочая документация с учетом предусмотренного госконтрактом порядка взаимодействия сторон при выявлении непредвиденных обстоятельств;
  2. документы по актированию и обращению к госзаказчику о согласовании допработ направлены до начала выполнения спорных работ. При возможности рекомендуем отправить проект допсоглашения;
  3. выполнение допработ носит экстренный характер, если работы не могут быть остановлены до принятия госзаказчиком решения. В этом случае в обращении к госзаказчику необходимо сослаться на федеральный закон и нормативно-техническую документацию о срочности выполнения работ, также желательно усилить позицию письменным заключением стороннего эксперта;
  4. сторонами велась переписка оформлялись протоколы совещаний и другие документы, свидетельствующие о фактических действиях/бездействиях госзаказчика на этапе выявления допработ, его участия в согласовательных процедурах по видам и стоимости таких работ, а также на этапе  выполнения и  приемки результатов работ.