rus

Об изменении сроков и цены долгосрочного строительного госконтракта

29 июня 2021
Ирина Мошнякова, ИПП.

Ирина Мошнякова

Советник по правовым вопросам строительства и недвижимости ИПП

10 июня 2021 года вышло совместное Письмо Минфина России N 24-06-06/45785, Минстроя России N 24044-АЛ/09 и ФАС России N ПИ/47490/21 «О позиции Минфина России, Минстроя России и ФАС России по вопросу о возможности изменения цены и сроков исполнения государственного контракта» (далее – «Письмо»). Указанные ведомства напомнили о вступивших в силу в 2019 г. положениях Закона 44-ФЗ, которые дополнили перечень оснований для изменения существенных условий контракта в части сроков исполнения и цены.

В Письме приведено разъяснение п.8 ч.1 ст.95 Закона 44-ФЗ, согласно которому: 1) правом на изменение цены/сроков обладают только подрядчики с госконтрактами, заключенными на срок не менее 1 года, и ценой, указанной в постановлении Правительства РФ от 19.12.2013 N 1186; 2) не требуется наличие в конкурсной документации и госконтракте положений о возможности изменения последнего; 3) у подрядчика должно быть подготовлено письменное предметное обоснование возникновения независимого от сторон госконтракта обстоятельства, включая необходимость изменения проектной документации; 4) можно изменить одновременно сроки и цену не более чем на 30%, или только срок или цену также не более чем на 30%.

Вместе с тем, за рамками этого Письма (и ранее изданных документов по данному аспекту) остается важный вопрос реализации предоставленного подрядчикам права. Закон 44-ФЗ и Письмо указывают на возможность изменения сроков/цены только «по соглашению сторон». Возникает вопрос – какие перспективы у подрядчика в суде, если при наличии всех надлежащих документов он получает в госоргане отказ в заключении дополнительного соглашения об изменении сроков/цены? Представляется, что до момента выработки позиции Верховного Суда по подобным ситуациям Фемида будет не на стороне подрядчиков. Включение в юридическую конструкцию статьи 95 Закона 44-ФЗ словосочетания «по соглашению сторон» формально не дает возможности подрядчику через суд понудить гос.заказчика заключить с ним дополнительное соглашение об изменении сроков/цены госконтракта. Такой логике пока придерживается и первая судебная практика (см. постановления Арбитражного суда Центрального округа от 01.02.2021 по делу N А68-457/2020, Арбитражного суда Московского округа от 22.03.2021 по делу N А41-37758/2020. По указанным арбитражным делам суд отказал подрядчикам в исковых требованиях по продлению сроков выполнения работ, мотивировав свою позицию отсутствием в части 1 статьи 95 Закона 44-ФЗ правовой возможности понуждения гос.заказчика к изменению условий госконтрактов при отсутствии его волеизъявления.

Учитывая изложенное, рекомендуем при формировании и направлении гос.заказчику документов на внесение изменений в госконтракт, во-первых, с особой внимательностью обосновывать «возникшие при исполнении госконтракта независящие от сторон обстоятельства», во-вторых, ссылаться не только на положения ст. 95 Закона 44-ФЗ, но также на законодательство ГК РФ в части, регулирующей правовые последствия неисполнения/ненадлежащего исполнения гос.заказчиком обязательств, внесение изменений в техническую документацию, согласование дополнительных работ и т.п. (в зависимости от конкретной ситуации).

Источник:
Пресс-центр ИПП