Инновации в бизнесе: трудности и как их решить

29 апреля 2025

25 апреля в ЛОТПП состоялось совместное заседание 2-х комитетов – нового созданного Комитета по инновациям, человеческому капиталу и креативным индустриям, а так же возглавляемого директором Института проблем предпринимательства,  председателем Совета ЛОТПП, Владимиром Романовским Комитета по финансовой деятельности, аудиту, консалтингу и привлечению инвестиций, на тему «Run + change: как внедрить управление инновациями в регулярный менеджмент». Вели встречу г-н Романовский и заместитель председателя нового комитета Вероника Назаренко.Владимир Романовский, ИПП; Вероника Назаренко, Кросс Арт.

В форме видеообращения гостей приветствовала председатель Комитета по инновациям, человеческому капиталу и креативным индустриям Наталия Белякова. Раскрывая тему дискуссии, она упомянула о трех процессах деятельности организации: «Run» – поддержание функционирования компании, «Change» – введение изменений, «Disrupt» – внедрение инноваций. Именно сочетание первых двух процессов – постоянного поддержания деятельности организации и внедрения изменений – приведет к созданию инноваций и инвестированию в них, подчеркнула Н. Белякова.

Владимир Генкин, исполнительный директор ООО «Политех-Консалт», президент Ассоциации выпускников программы СПбПУ, анализируя опыт работы с производственными предприятиями, отметил, что несмотря на наличие внедренных технологий и инноваций, у ряда компаний нет полной картины возможностей их использования, происходят локальные изменения бизнесс-процессов. Это приводит к так называемой каннибализации инноваций, когда эффект от их одновременного внедрения меньше суммы эффектов от индивидуального распространения. По мнению В. Генкина, многопрофильный инновационно-технологический консалтинг меняет эту ситуацию, обеспечивает анализ, комплексное внедрение бизнес-процессов, позволяет прийти к синергии инноваций.

«Сегодня до трети стоимости продукта формируют нефинансовые активы: технологии, дизайн, бренды», – заметила Ирина Самойлова, директор по стратегическим коммуникациям Международной лиги женщин-изобретателей и технологических предпринимателей.  Эксперт подчеркнула необходимость защиты этих активов, используя как формальные, так и неформальные способы. Формальные механизмы защиты предусматривают регистрацию интеллектуальной собственности, договоры о неразглашении, лицензионные соглашения, франчайзинг, оформление прав на служебное изобретение, судебное представительство. Наряду с этим используются неформальные методы защиты: стратегия сокрытия (самый яркий пример – компания Coca-Cola, которая не регистрирует патент на технологию, а содержит ее в тайне уже более 130 лет); IP-культура в компании (например, подписание договора об отчуждении исключительного права на код); стратегия патентного зонтика; юридическая бдительность.

Выступает Максим Безлепкин, ИПП.

В своем выступлении Максим Безлепкин, руководитель департамента маркетинга Института проблем предпринимательства, отметил, что эксперты ИПП в собственной практике сталкивались с целым рядом кейсов,препятствующих созданию и коммерциализации новшеств.  М. Безлепкин привел типовые ситуации, которые заводят в тупик инновационный процесс в компаниях. Это, в частности, борьба традиций и новизны, незавершенность изменений, несоответствие декларируемых и реальных ценностей в компаниях, жадность инвесторов, неготовность его создателей делиться, снобизм инноваторов.

«Большая проблема инноваций лежит, в том числе в ментальном противостоянии приверженности традициям и стремления к новизне. Преимущества новизны в этом споре неочевидны. Традиция представляет собой базовый механизм управления социальным поведением. Консервативные настроения всегда легче распространяются в массах, чем сознательное желание что-то изменить. Когда люди собираются вместе, их индивидуальный консерватизм получает серьезную опору в их общении друг с другом», – сказал М. Безлепкин. В практике управления, по мнению эксперта, это необходимо учитывать. Выстраивание инновационной системы – это большая многопрофильная работа. «Ментальность – один из главных тормозов в продуктовых инновациях, влияющих на понимание рынка, работу с партнерами и функционал инновационного продукта, выводимого на рынок», – подчеркнул эксперт.

В качестве иллюстрации г-н Безлепкин рассказал о кейсах специалистов ИПП, и выразил надежду, что приведенный опыт будет полезен другим при построении инновационных компаний.

В завершение заседания территориальный руководитель по Ленинградской области АО «Альфа-Банк» Александр Золотухин сделал обзор актуальных сервисов, предоставляемых банком, ориентированных в том числе на инновационный бизнес.

По традиции гости задали свои вопросы выступающим экспертам и получили на них обстоятельные ответы. Владимир Романовский анонсировал предстоящее заседание Комитета по финансовой деятельности, аудиту, консалтингу и привлечению инвестиций по теме нематериальных активах и интеллектуальной собственности, которое состоится 15 мая в ЛОТПП.И.Самойлова, ЕА Женская лига; А.Золотухин, Альфа-Банк; В.Генкин, Политех-Консалт; В.Романовский, ИПП; В. Назаренко, Кросс Арт; М.Безлепкин, ИППУчастники встречи в ЛОТПП 25.04.25.

 

Фото: ЛОТПП.

Источник:
архив Новости компании