Январский рост цен в Петербурге оказался рекордным с 2022 года

17 февраля 2026

Инфляцию разогнали повышение налогов и индексация тарифов ЖКХ. В дальнейшем инфляционное давление на экономику ослабится, считают эксперты

Цены в январе в Петербурге увеличились по сравнению с декабрем на 1,79%, сообщил Петростат. Это самый высокий месячный рост с марта 2022 года (7,65% за месяц), когда экономика страны столкнулась с первыми последствиями санкций. В годовом выражении январский рост цен в Петербурге соответствует инфляции в 23,75%. В целом по стране инфляция в январе оказалась ниже — 1,62%, по данным Росстата.

Больше всего в Петербурге, как и в России, в январе подорожали услуги — на 2,82% (продовольственные товары — на 2,05%, непродовольственные — на 0,5%). В составе услуг наибольший рост в России, по данным Росстата, показали взносы на капремонт (+11,83%), на втором месте — жилищные услуги (+6,6%), на третьем — городской пассажирский транспорт (+4,93%).

Из продуктов больше всего подорожали огурцы (на 32,7%), помидоры (18%) и картофель (9,4%). Из непродовольственных — газеты (5,3%) и флеш-накопители USB (4,7%). По Петербургу аналогичных данных пока нет.

По мнению Банка России, всплеск инфляции в январе связан со смещением роста цен с конца 2025 года на начало 2026-го. В январе на динамику цен повлияли разовые факторы, считает регулятор. Это повышение НДС, акцизов, индексация регулируемых цен и тарифов, коррекция цен на овощи. Это побудило ЦБ повысить свой прогноз инфляции в 2026 году с 4–5% до 4,5–5,5%. Такое небольшое повышение прогноза регулятор объясняет тем, что устойчивые показатели текущего роста цен существенно не изменились.

Опрошенные РБК Петербург эксперты не придают большого значения превышению петербургской инфляции в январе над общероссийской. «Поскольку инфляционные процессы имеют локальные особенности, превышение петербургского показателя над российским средним является скорее отражением специфики регионального рынка, чем признаком макроэкономической нестабильности», — говорит руководитель департамента консалтинга компании «Институт проблем предпринимательства» Евгений Гуляев.

«Я согласна, что основной причиной такого сильного роста стали изменения в налоговой системе», — говорит заведующая кафедрой финансов и учета института «Высшая школа менеджмента» СПбГУ Елена Рогова.

Эксперты разделяют в целом оптимизм ЦБ относительно дальнейшего снижения темпов инфляции. «Банк России справедливо связал высокую январскую инфляцию с рядом временных факторов, включая повышение НДС, изменение погодных условий (холодная зима в европейской части РФ привела к росту расходов на отопление — РБК) и увеличение акцизов. Эти факторы носят краткосрочный характер и не свидетельствуют о фундаментальных проблемах экономики. Например, к повышенной налоговой нагрузке компании постепенно адаптируются, погодные аномалии также быстро сглаживаются рынком, а повышение акцизов затрагивает ограниченный круг товаров, оказывая точечное влияние на общий уровень цен», — считает Евгений Гуляев.

Вполне реалистичным он называет и прогноз ЦБ на 2026 год. «Прогноз Банка России относительно снижения годовой инфляции к концу 2026 года выглядит реалистичным и обоснованным, — говорит эксперт. — Жесткая денежно-кредитная политика регулятора направлена именно на подавление инфляционных ожиданий и стабилизацию ценовой динамики. Высокие процентные ставки способствуют снижению давления спроса на товары и услуги, уменьшая риски дальнейшего разгона инфляции. Во втором полугодии прогнозируется постепенное замедление темпов роста цен и приближение к таргетируемым уровням около 4%».

Елена Рогова, соглашаясь с тем, что инфляция понизится, не вполне уверена в точности прогноза Банка России. «ЦБ повысил свой прогноз инфляции на год до 4,5 — 5,5%, но я думаю, что она будет несколько выше — в силу роста налогов и несбалансированности денежно-кредитной и фискальной политики государства. Впрочем, январский уровень инфляции вряд ли сохранится в следующие месяцы. Мне кажется, такого сильного роста в дальнейшем не будет — фундаментальных причин для этого пока действительно не видно», — отмечает Елена Рогова.

По ее мнению, на инфляцию некоторый эффект произведет в перспективе наметившийся тренд на снижение ключевой ставки. «Снижение на символические 0,5 п.п., до 15,5%, в ближайшее время ни на инфляцию, ни на экономику не повлияет, но повлияет на инфляционные ожидания: граждане и бизнес видят проактивную политику ЦБ, тренд на снижение ставки, и это является сигналом смягчения, оптимизма, что может повлиять на инфляцию в дальнейшем», — добавляет Елена Рогова.

Источник:
Автор:
Владимир
Грязневич
архив Пресса о нас